Гуманизм как высшая моральная ценность
На протяжении всего жизненного пути человека имеется неразрывная связь с определёнными нравственными и моральными законами, которые задают направление его системе ценностей. Наряду с принципами справедливости, милосердия и толерантности, хочется выделить гуманизм, как единый комплекс, объединяющий в себе общечеловеческие высшие ценности, например, человеколюбие и достоинство человеческой личности.
Использовать слово «гуманизм», как термин, стал немецким педагог Ф. Нитхаммер в начале XIX века. В переводе с латыни humanus – человеческий, человечный.
Первые гуманистические идеи возникли ещё в I веке до н. э.
В это время древнеримский философ Цицерон говорил, что гуманизм – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
Но история возникновения гуманизма как целостной системы взглядов имеет начало в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии. Эпоха Возрождения была начальным этапом становления индустриального общества. В это время утвердились такие ценности, как самоуважение и уважение личности, право выбора научного поиска и т.п. Эти ценности разрабатывались идейным течением XIV – XVI вв. гуманизмом, утвердившим новый взгляд на человека. Идеи гуманистов эпохи Возрождения не потеряли своего значения и актуальны по сей день.
Среди принципов гуманизма выделяются следующие идеи:
Человек – высшая ценность. Осознание мира возможно только через осознание себя.
Человек равен человеку, а также природе, обществу, даже Богу.
Человек – созидает себя сам, но невозможно обезличить сущность человека.
Возможности самосовершенствования личности безграничны.
Благо личности – цель любой деятельности.
Основным принципом социально-этической доктрины ренессансного гуманизма является принцип общественной полезности. Он говорит о том что, человек не должен жить в ущерб другим, но при этом жить полноценной жизнью, принося пользу окружающим. Важно, что великие гуманисты сумели применить этот принцип на практике. Бесценный вклад на благо родины внесли Петрарка, Салютати и Бруни. Мыслительный и творческий труд, изобретения, открытия Альберти и Леонардо являются гигантской духовной сокровищницей, вдохновляющей нас до сих пор.
Высокая значимость человека и его деятельности перечеркнула средневековые идеалы аскетизма. Более того, сложилась новая картина мира, в которой центром становился не бог, а человек. После тысячелетия господства христианско-аскетической идеологии, говорящей о порочности и ничтожестве человека гуманизм должен был морально реабилитировать человека, утвердить его нравственный суверенитет, обосновать его высокое достоинство, его безграничные возможности совершенствования и творчества.
Манетти считал что именно ради человека был создан мир, со всеми его благами и красотой. Манетти не отрицает о создании мира богом, но ведь «большая часть того, что можно видеть в мире, было устроено и упорядочено людьми… благодаря разнообразным их трудам». «Все дома, все укрепления, все города… все сооружения на земле», «языки и разнообразные виды письменности», «живопись, скульптура, искусства, науки», «все орудия» – все это свидетельства мудрости, изобретательности и трудолюбия человека. Такое прекрасное и могучее существо не может рассматриваться, как ничтожество. После бога – устроителем мира должен быть человек.
Гуманисты отрицали основу религиозной философии – отречение от мирской жизни, а главное – истязание плоти. Философы эпохи Возрождения считали, что человек прекрасен от рождения: не только душевно, но и физически.
Цель человеческой жизни формулируется по-новому, не по церковному предписанию. «Мы должны, — говорит Никколо Никколи в диалоге Поджо, — стремиться к тому, что предписывает разум и мудрость, а именно к честному и всему тому, что делает нас блаженными и счастливыми». Блаженство он отождествляет с земным счастьем, которое считает вполне достижимым. Стремление к развитию, сделать многое на благо себе и людям, определяет ту нишу, которую может занять в обществе человек. Всё это достигается постоянными усилиями. «Истинно благородным, — писал Петрарка, — не рождаются, но становятся». И он делает вывод решающего значения: «Какой путь жизни ты выберешь, — дело твоих рук».