Единство культуры духа и ума

Современная версия концепции древнерусской народности возникла в советской историографии 1930-х годов. Она определила белорусов, русских и украинцев как три разных народа, образовавшиеся в XIV—XV веках и имеющие общие корни в Киевской Руси. В 1940-е годы концепция закрепилась фактами за счёт трудов Н.Н. Петровского, А.Д. Удальцова и В.В. Мавродина. Последнему принадлежит авторство термина «древнерусская народность», которая впервые была использована в 1945 году в монографии «Образование древнерусского государства».
Крупный спор развернулся в начале 1950-х гг. во главе которого выступил С.А. Токарев. Он был против закрепившихся взглядов и утверждал, что при феодальной раздробленности, наступившей с распадом Киевского государства, древнерусская народность лишь крепче сплотилась, а не ослабла. Тем самым она одной из первых в Европе стояла на пути к объединению в единую нацию.
Основными признаками единой народности являются:
∙ единство литературного и разговорного языка (при сохранении местных диалектов);
∙ единство территории, определённая экономическая общность;
∙ единство духовной и материальной культуры, общая религию, одинаковые традиции, обычаи и право;
∙ военное устройство, общая борьба против внешних врагов, а также наличие сознания единства Руси.
Основные доводы в поддержку существования единой народности:
∙ Полное исчезновение к середине XII века старых племенных названий в источниках в пользу принадлежности одной народности — «Руси».
∙ Это особо примечательно на фоне процесса феодального дробления и трудностей интеграции на обширных просторах.
∙ Дифференциация встречается в источниках лишь на региональном уровне — «новгородцы», «псковичи», «полочане» — и не выражает этнического самосознания.
∙ Различия в материальной культуре недостаточны, если они не осмысляются их носителями как этнообразующие признаки.
∙ Сравнительно-исторические сопоставления с другими странами и регионами Европы (Германия, Франция, Скандинавия, Польша) говорят о более высокой степени общего этнического самосознания на Руси.
Доводы отрицающие существование единой народности:
∙ Расселение восточных славян в ареалах с наличием разных этнических субстратов (балтских, иранских, финно-угорских).
∙ Трудности развития интеграционных процессов на столь обширной и сравнительно мало заселенной территории, как Восточноевропейская равнина.
∙ Существование заметных различий в материальной культуре населения отдельных регионов.
∙ Более глубокие языковые различия между отдельными группами восточных славян, чем это предполагалось ранее.
∙ В летописании домонгольского времени термином «Русь» обозначается и в этом качестве противопоставляется другим восточнославянским землям территория Среднего Поднепровья (т. н. «Русская земля» в узком смысле).
Как бы не критиковали описываемую здесь концепцию, от которой не раз отказывались в постсоветское время - она по сей день остаётся главенствующей и большинство историков её поддерживают в своих трудах.